Одна из обзорных статей о Кропоткине открывается сеансом недоумения. Как вышло, что на князя до сих пор не позарился Голливуд? Сейчас, когда историю борьбы WallStreetBets с большими корпорациями немедленно хочет экранизировать большая корпорация, никто до сих пор не поставил на продажу фигуру Кропоткина. А ведь продавать есть что. При должной слепоте и склонности к упрощению, Кропоткина можно сделать симпатичным современному умеренно-либеральному зрителю. Политический блогер (нет), предпочитающий нон-фикшен фикшену (нет), озабоченный положением крестьян и рабочих (да), уверенный в положительных качествах человека и неизбежности прогресса аки Стивен Пинкер (да), не принимающий традиционную модель брака (14 раз да), призывавший сделать вопрос экологии политическим (скорее нет, чем да) и так далее. Есть где развернуться исторической иронии, чтобы зритель мог подмигнуть великому анархисту, когда тот говорит о взаимопомощи, сетевых обществах и прочем прото-биткоине и пост-капитализме. Но если внимательно посмотреть на жизнь Кропоткина, из нее не получится нормальный фильм или сериал из-за непротиворечивости главного героя. Несчастному сценаристу экранизации "Записок революционера" пришлось бы высасывать из пальца внутренний конфликт для Кропоткина. Провести его жизнь по структурам Кэмпбэлла, МакКи или Филдса тоже не получится. Разве что со сценами "спасения котика" не будет проблем. Но все равно получится слишком гармоничный человек, на которого невыносимо смотреть обычному городскому невротику. Максимум, который можно получить из Кропоткина как героя поп-культуры, это супергерой из комиксов категории В. Он неизменно появлялся бы в вихре листовок, брошюр и манифестов, чтобы воззвать к моральным качествам сверх-злодея Стейта. Левой рукой открывал портал в прошлое, чтобы показать как мы все проебали в 15-16 веках. А правой - в высокоразвитое будущее, где до людей дошло как надо жить и обходиться с себе подобными. Травма прошлого и рождение супергеройскости - самоубийство брата Александра. Такой уцененный доктор Стрейндж. Или вот вариант, на который не дадут денег. В первой половине фильма князь - очаровательный мужчина, настоящий Индиана Джонс, с горящими глазами и рецептом прекрасного будущего - будет проживать свою жизнь вплоть до самоубийства брата. Затем, вместо того, чтобы использовать это событие как поворотный пункт первого акта, сценарист просто выбрасывает Кропоткина из XIX века в XXI. Происходит это обыденно, даже немного скучно. С долгой адаптацией и превращением из героя фильма в зрителя. Через некоторое время князь увидит фильм про самого себя. Вместе с ним мы покинем зрительный зал. Когда откроется дверь, зритель увидит Кропоткина современного, только вчера сходившего в барбершоп. Князь арендует электросамокат (или берет свой лонгборд) и катит на нем по Москве. Откушав фо-бо и полистав ленту твиттера (смешное фото, где якобы экологичная бутылка оказывается пластиковой, только обернутой в крафт), он едет дальше. Впечатленный сценой с самоубийством, он вспоминает настоящего себя: немного наивного ученого, который сделал много ошибок, свойственных его времени. Вопросов у него было больше, чем ответов, он не искал приключений и, если бы мог, провел всю жизнь за книгами. Сцену можно решить как в "Весне и Хаосе", где умирающий на рисовом поле Кэндзи Миядзава ловит предсмертный трип. Он тоже был блаженным, который хотел, чтобы никто не ушел обиженным. Остановившись у "Стрелки", где он должен выступить на дискуссии о децентрализации производства и цифровой экономике, Кропоткин замечает свое отражение. С него осыпалась современность: свитшот разросся в шинель, найки превратились в сапоги, макбук с открытым телеграмом распух в пачку листовок, электросамокат стал велосипедом. Ветер треплет байковый шарф и смешную бороду похожую на веник. Князь смотрит на свое отражение, потом на проходящую мимо девушку. Из ее сумки выглядывают "Записки революционера" с кинообложкой. Кропоткин выдыхает и сквозь зубы шепчет "бля" Экспедиции в уссурийской тайге, побег из Петропавловской крепости, смертный приговор от тайного общества и совместная авантюра со Львом Толстым. Рассказываем о жизни Петра Кропоткина, потомственного князя, революционера и философа